Информационно-практический журнал
14.07.2017
Новости

КГИОП приступил к разработке проекта реставрации церкви Захария и Елизаветы Корпусов жилых (каре) с угловыми церквями, входящих в состав объекта культурного наследия федерального значения «Смольный монастырь». Общая сумма контракта на проектные работы по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в 2017 году составила 6,1 млн. руб., проектировщик – ЗАО «СПб-ПРОЕКТ».

Сегодня специалисты КГИОП и проектировщики показали уникальные интерьеры двух угловых церквей.

«Впервые мы показываем объект, к разработке проекта реставрации которого только собираемся приступить, — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. – Церковь Захария и Елизаветы уникальна тем, что сохранилась практически в том виде, какой её задумал и реализовал Франческо Растрелли. Надеюсь, что по окончании реставрации нам удастся договориться с Санкт-Петербургскимгосударственным университетом о включении этого объекта в экскурсионный показ в рамках проекта «Открытый город»».

Временем окончания отделки церкви, по мнению исследователей, можно считать конец 1762 года. В интерьере церкви Захария и Елизаветы сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви и цветочные композиции. На парусах свода под слоями побелки сохранилась живопись – в предварительных результатах частичных расчисток обнаружены изображения св. Николая Чудотворца, апостола Иакова, св. Дмитрия Ростовского, св. Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого и четырех московских святителей – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.

В церкви был установлен полотняный складной, по преданию, походный Петра I иконостас. Судя по расчисткам, косметические реставрационные работы проводились за всю историю существования церкви 2-3 раза, в том числе в 1888-1892 годах. В советское время стены и живопись были побелены, что позволило живописи сохраниться до наших дней в хорошем состоянии.

Кроме того, в интерьере церкви Захария и Елизаветы сохранился подлинный паркет, созданный по рисунку Растрелли. Реставраторы подчеркивают, что церковных паркетов великого зодчего больше нигде не сохранилось. Специалисты насчитали здесь четыре породы дерева: дуба, груши, чёрного дерева и  берёзы.

В советское время при устройстве в помещении церкви архива Ленинградского обкома КПСС было сооружено перекрытие, над которым скрывается барабан с восьмью большими окнами. Там также сохранилась лепнина середины XVIII века. Архив был вывезен из помещения в 1994 году. В настоящее время пользователем объекта является Санкт-Петербургский государственный университет.

Работы по реставрации церкви Захария и Елизаветы запланированы по программе КГИОП  на 2018 год. Предположительно, реставрация может продлится 2-3 года.

Работы по реставрации фасадов Собора Воскресения Словущего (Смольного собора) проводились в 2015-2016 годах также по программе КГИОП. В настоящее время ведутся реставрационные работы в интерьерах собора.

***

При Петре I существовал «Смольный двор» — казенное хозяйственное заведение, где смолили различные предметы для флота, упраздненное в 1733 году. Рядом с этим двором в 1714-1715 годах был построен загородный дом Петра I с садом. В 1720-м году здесь же возник загородный дворец Екатерины I, перешедший по наследству Елизавете, в котором царевна иногда проводила летние месяцы. Возможно, добрые детские воспоминания способствовали выбору места для строительства монастыря.

По утверждению многих исторических источников, императрица Елизавета вынашивала замысел, приведя страну в порядок, передать бразды правления Петру Федоровичу и удалиться в монастырь.

Закладка корпусов Воскресенского Новодевичьего монастыря состоялась 30 октября 1748 года. Строительные работы начались в 1749 году по проекту Ф.-Б. Растрелли, который стал придворным архитектором еще при Анне Иоанновне. Монастырь, выдержанный в пышных формах барокко, имеет геометрически правильную, строго симметричную композицию, рассчитанную на восприятие со всех сторон в условиях ровного низкого берега и широкого водного пространства Невы. Крестообразные очертания его ведущей архитектурной доминанты – стометрового пятиглавого Воскресенского собора – повторяет обширный замкнутый двор, образованный двухэтажными жилыми корпусами  и невысокой оградой, окружающей весь комплекс.

На углах корпусов, обращенных к собору, расположены четыре одноглавые церкви, вторящие угловым главам собора, а силуэтам церквей в свою очередь соответствуют декоративные башни на внешних углах ограды. Парадный западный фасад монастыря, обращенный в сторону города, должна была акцентировать 170-метровая надвратная колокольня, которая не была построена.

Строительство монастыря было приостановлено в связи с начавшейся в 1756 году Семилетней войной, а потом и смертью Елизаветы Петровны в 1761 году. К этому времени вчерне был завершен Воскресенский собор и в основном построены жилые корпуса по периметру двора, а также подготовлен фундамент колокольни.

В 1764 году, в начале царствования Екатерины II, Растрелли покинул Россию. В том же году было принято решение о размещении в корпусах предполагавшегося монастыря двух только что учрежденных закрытых женских учебных заведений. Императорское Воспитательное Общество благородных девиц для девушек дворянского происхождения, впоследствии известное как Смольный институт, и училище для воспитания мещанских малолетних девушек (Александровский институт). Для Александровского института по проекту архитектора Юрия Фельтена в 1765-1775 годах к северу от монастыря ближе к Неве был возведен обширный комплекс зданий, связанный двумя переходами со Смольным монастырем.

После завершения строительных работ в 1770-х годах на берегу Невы был разбит сад с прудами.

Устройство Императорского Воспитательного Общества благородных девиц повторяло идею известного всей Европе Сен-Сирского монастыря – самое аристократическое учебное заведение Франции одновременно являлось действующим монастырем. Екатерина II с гордостью писала об успехах петербургского Воспитательного Общества Вольтеру.

Вместо изначально предполагаемых 200 монахинь в Смольном монастыре поселили 14, задачей которых было участвовать в воспитании девочек и обучать их рукоделию. Однако, за единичными исключениями, монахини не справлялись с непривычными для них задачами, их число  постепенно сокращалось, и они были отстранены от участия в жизни Воспитательного общества, жили в своих помещениях и посещали свою особую церковь.

Каждая из четырех угловых церквей «вживлена» в тело каре Смольного монастыря, с двух сторон к ним примыкают монастырские помещения.

Церковь св. Екатерины (северо-восточная, сер. XVIII в.) в честь супруги будущего императора была освящена в 1764 году для монахинь и воспитанниц Общества. Самая большая и богатая из церквей монастыря, она является полным воплощением проектного замысла. Здесь в первозданном виде сохранилась барочная декоративная отделка стен, выполненная по чертежам и рисункам Ф.-Б. Растрелли. Яркое впечатление производят крупные фигуры пухлых херувимов – у каждого своя поза и лицо. Елизавета Петровна не любила в церковном искусстве западных нововведений, в том числе изображений херувимов, но это – любимый сюжет Растрелли, и любимому обер-архитектору императрица запрещать не хотела. Настенная лепка в большей или меньшей степени сохранила позолоту.

Церковь св. Захария и Елизаветы (северо-западная, сер. XVIII в.) в честь Елизаветы Петровны освящена в 1765 году и расположена на третьем этаже башни. Временем окончания ее отделки, по мнению исследователей, можно считать конец 1762 года. В интерьере сохранились подлинные лепные головки херувимов, пальмовые ветви             и цветочные композиции, а также уникальный, полностью сохранившийся наборный паркет Ф.-Б. Растрелли. На парусах свода под слоями побелки сохранилась живопись – в результате частичных расчисток обнаружены изображения св. Николая Чудотворца, апостола Иакова, св. Дмитрий Ростовского, св. Амвросия Медиоланского, Климента Римского, Петра Александрийского, Спиридона Тримифунтского, Иоанна Милостивого и четырех московских святителей – Петра, Алексея, Ионы и Филиппа.  В церкви был установлен полотняный складной, по преданию, походный Петра I иконостас. Судя по расчисткам, косметические реставрационные работы проводились за всю историю существования церкви 2-3 раза, в том числе в 1888-1892 годах.  В советское время стены и живопись были побелены.

Под ней, в среднем ярусе башни располагалась церковь св. Александра Невского при Александровском институте.

Церковь св. Александра Невского Воспитательного Общества Благородных девиц (юго-восточная, 1808 г.). Интерьер создан Джакомо Кваренги в ампирном стиле для Вдовьего дома (см. ниже).

Лютеранская церковь св. Марии (юго-западная,1867 г.) располагалась на втором этаже. До 1900 года была приписана к лютеранской церкви Св. Анны на Кирочной улице, затем стала самостоятельным храмом, в котором служил лютеранский священник Смольного института. В помещении над ней, на 3 этаже была «детская» Вдовьего дома.

Вдовий дом был открыт в 1803 благодаря императрице Марии Фёдоровне. Вначале он находился на Выборгской стороне,  а осенью 1809 года  переехал в корпуса бывшего Смольного монастыря и получил в свое распоряжение два его храма: церковь Захария и Елизаветы и церковь св. Екатерины.

В 1802-1803 годах архитектор Антонио Порта на фундаменте так и не осуществленной колокольни выстроил трехэтажный спальный корпус, замкнувший с запада крестообразный двор вокруг Воскресенского собора. Увеличение помещений Смольного института на этом не ограничилось: в 1806-1808 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги с южной стороны ансамбля было выстроено здание Смольного Воспитательного (Николаевского) общества благородных девиц, объединенное со старыми корпусами переходом.

В 1832 году спальный корпус был разобран, и на его месте по проекту Василия Стасова спланирован парадный  проезд к собору, фланкированный двумя новыми трехэтажными флигелями.  В это же время под руководством Стасова была выполнена отделка интерьера собора, освящение которого состоялось только в 1835 году.

В октябре 1917 года Смольный институт во главе с его начальницей В.В. Голицыной переехал в Новочеркасск, где в феврале того же года состоялся его последний выпуск, а летом 1919 года покинул Россию и продолжил работу в Сербии.

Храм был закрыт решением Петросовета в 1923 году, долгие годы в здании размещался склад. В 1969 году собор передали музею истории Ленинграда. Корпуса бывшего монастыря занимали различные учреждения: бесплатное общежитие, драматический театр для рабочих Смольного района. Часть корпусов (в т.ч. церкви Захария и Елизаветы и св. Екатерины) занял архив Ленинградского обкома КПСС.

В 1920-х годах начались работы по благоустройству и приспособлению Смольного монастыря для новых нужд: проводились частичные перепланировки помещений и ремонты; печное отопление заменялось центральным.

В годы Великой Отечественной войны значительно пострадала юго-восточная часть корпусов, которые были восстановлены в 1946-1952 гг. (арх. И.Н. Бенуа).

В настоящее время в корпусах Смольного располагаются несколько организаций. Северные корпуса занимает Санкт-Петербургский государственный университет – здесь обучаются студенты-социологи, политологи и будущие специалисты по международным отношениям.

Использованы сведения из исторической справки генерального директора ЗАО «СПб-ПРОЕКТ» С.В. Самусенко.

Источник: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры

«Пряничный» домик в Москвестал памятником архитектуры

Доходный дом купца Николая Титова в столичном Ружейном переулке, дом 2а, признали объектом культурного наследия регионального значения. Заявление о постановке на госохрану было подано активистами «Архнадзора». Это каменное четырехэтажное здание, построенное в 1914 году по проекту архитектора Михаила Исакова. При декорировании его фасадов архитектор...
26.07.2018

В Буйнакске Дагнаследие проверило состояние дома, где выступал Сталин

 Агентство по охране культурного наследия провело плановую проверку объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором 13 ноября 1920 г. состоялся Чрезвычайный съезд народов Дагестана, провозгласивший Дагестан Автономной Советской Социалистической Республикой». В настоящее время в этом здании располагается Буйнакский филиал Национального...
04.09.2018

В МОСКОВСКОМ МУЗЕЕ РУССКОГО ИСКУССТВА ОТКРОЕТСЯ ФОТОВЫСТАВКА «РУССКИЙ ЗОДЧИЙ АФАНАСИЙ СЕРЕДИН-САБАТИН: У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КОРЕЕ»

Удивительные исторические факты открылись российским исследователям архитектуры. Выяснилось, что ряд любимых корейцами построек на территории императорского дворца в Сеуле был сооружен на рубеже 19-20 вв. российским архитектором. Ставшие символом новой Кореи  для всего мира Ворота Независимости в Сеуле, особо значимый «Дворец проникающего света», бывший...
15.01.2018

В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОЗВУЧАЛ «ГОЛОС НАСЛЕДИЯ»

В пятницу, 17 ноября, в Белом зале Мраморного дворца в Петербурге состоялся флагманский концерт проекта «Голос Наследия», призванного объединить музыкальное и архитектурное искусство и привлечь внимание аудитории к теме сохранения памятников истории и культуры. В прекрасных интерьерах Мраморного дворца гости вечера стали свидетелями роскошного выступления...
22.11.2017

В Самаре хотят отреставрировать дом-усадьбу Алексея Толстого

Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького ищет желающих, готовых взяться за реставрацию культурного объекта «Усадьба семьи А.Н. Толстого», расположенного на улице Фрунзе, 155.   Аукцион состоится 12 сентября.   Работы нужно завершить до февраля 2018 года. Необходимо оштукатурить цоколь здания, обновить фасады и элементы...
14.08.2017

В СПб в первом чтении приняли законопроект о безвозмездном использовании ОКН

Депутаты петербургского ЗакСа приняли в первом чтении законопроект о безвозмездном использовании объектов культурного наследия образовательными и научными учреждениями. Они в свою очередь позаботятся о памятниках.На заседании комитета по законодательству в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга 27 сентября депутаты рассмотрели законопроект «О внесении...
26.09.2019

В УГЛИЧ ПРИЕХАЛА ДЕЛЕГАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ НИДЕРЛАНДОВ

Пятеро студентов и двое преподавателей голландского университета Саксион (Saxion University of Applied Sciences), а также представители Посольства Королевства Нидерландов и российские реставраторы приехали в Углич. Они помогут в восстановлении одного из знаковых объектов культурного наследия города — дома купцов Зиминых. «Зимин двор» — бывшая усадьба...
01.12.2017

Госдума рассмотрит проект изменений в закон о памятника культуры

В поясняющей записке к законопроекту говорится, что согласно действующему федеральному закону (ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») «обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия прямо возложена на собственников указанных объектов и не может...
13.03.2018

Дворец в Рамони восстановят в 2018 году

Воронежская область выделит 100 млн. рублей для реставрации дворцового комплекса Ольденбургских. Об этом сообщили в пресс-службе Правительства Воронежской области. Деньги на реставрационные работы буду поэтапно выделяться из областного бюджета. Расходы на восстановление исторических памятников заложены в адресную инвестиционную программу и внесены в...
06.03.2018

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ГОРНОЙ ИНГУШЕТИИ ПОД НАЗВАНИЕМ «КРАЙ ТЫСЯЧИ БАШЕН» ПОКАЖЕТ ТЕЛЕКАНАЛ «МОЯ ПЛАНЕТА»

Премьера документального фильма о горной Ингушетии под названием «Край тысячи башен» состоится во вторник 12 декабря в 16.00 – его покажет телеканал «Моя планета» / (Url: https://www.moya-planeta.ru/watch_online/  ). Кинокартина создана по заказу Агентства по Управлению и Использованию Памятников Истории и Культуры (ФГБУК «АУИПИК»). Ее выход приурочен к...
10.12.2017