Информационно-практический журнал
01.07.2017
Новости

Реставрация павильона, выходящего на Невский проспект, началась с демонтажа скульптур, которые изображают старого и молодого воинов и символизируют народ, защитивший Россию в Отечественной войне 1812 года.

 «Эти скульптуры ни разу не снимали за 200 лет. Они впервые покидают место своего постоянного бытования. Консервационными методами реставрации на месте не обойтись, их можно вылечитьтолько в условиях «стационара», - отметил перед началом демонтажа председатель КГИОП Сергей Макаров.

Павильоны Аничкова дворца построены в 1817-1818 гг. по проекту архитектора К.И. Росси в ходе реконструкции усадьбы и одновременно с разработкой первых вариантов проекта ансамбля Александринского театра. Они стали одними из первых архитектурных памятников победы в Отечественной войне 1812 года.

Два небольших одноэтажных павильона расположены в саду по красной линии площади Островского и совпадают по осям с ризалитами главного здания Публичной библиотеки. Один павильон – на углу Невского проспекта (Северный садовый павильон), другой (Южный садовый павильон) –  в глубине площади Островского.

Это первые постройки, определившие восточную сторону площади. Высота их равна высоте первого этажа Публичной библиотеки – 7,3 м, длина – 20,7 м. Несмотря на небольшие габариты, смотрятся они как монументальные постройки.

Все фасады павильонов различаются «настроением». Главный и боковой, обращенные к городу, более строги и величественны, тогда как садовый фасад, наоборот, более скромен. Живописность композиции придают обращенные в сад полукруглые выступы, декорированные колоннами ионического ордера.

В формировании облика павильонов велика роль скульптуры. Скульптуры и барельефы исполнены по моделям скульптора Степана Пименова скульптором Василием Демут-Малиновским в период 1818-1819 гг.

Внутри каждого павильона был спроектирован большой зал, разделенный колоннами, живописные плафоны и лепные панно на стенах. Залы павильонов имеют необычную полуэллиптическую форму.

Во второй половине XIX века первоначальный облик павильонов был нарушен пробивкой дополнительных окон и дверей. Изменилось и количество украшавших их скульптур. Прежде их было шестнадцать — по восемь на каждом павильоне,  осталось пять на северном павильоне и три на южном.

В настоящее время все пять скульптур Северного павильона (две чугунные скульптуры «Молодой воин», две чугунные скульптуры «Старый воин» и одна скульптура со стороны садового южного фасада, выполненная из гипса) находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, имеют сильные загрязнения, следы коррозии металла.

«По результатам обследования установлено, что находятся скульптуры в неважном состоянии, есть утраты отдельные, в мастерской может выявиться что-то еще, - рассказал главный инженер проекта Сергей Фирсов. - Пока об объеме работ говорить тяжело. Фигуры страдали и во время войны, от осколков были выщербины на чугуне».

Вес каждой скульптуры – 400 кг, высота – 3 метра. В первой половине XIX века чугунные скульптуры были окрашены в белый цвет «под гипс», во второй половине XIX века - в цвет черного металла. При реставрации 2005 года специалисты КГИОП решили обратиться к авторскому решению и вернуть воинам белый цвет.

Реставрация ожидает и садовые вазы на треножниках в виде жертвенников, расположенные со стороны сада у лестницы павильона.

Проектом реставрации крыши Северного павильона предусмотрены замена деревянных конструкций, замена кровельного покрытия с ремонтом системы водоотвода, реставрация чугунной балюстрады парапетного ограждения, окраска кровли по колерному бланку КГИОП.

Проектом реставрации фасадов предусмотрены реставрация гладкой штукатурки стен, лепного декора, известнякового цоколя, крыльца, деревянных оконных и дверных заполнений, ремонт и замена линейных окрытий и карнизных свесов, реставрация чугунных балясин.

На работы по реставрации Северного садового павильона Аничкова дворца из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП планируется выделить 53,3 млн. руб.  Контракт заключен с АО «РЕМФАСАД».

Работы должны завершиться к концу текущего года.

Кроме Северного садового павильона в этом году в рамках программы КГИОП продолжится реставрация интерьеров и фасадов комплекса Аничкова дворца: лицевых и дворовых фасадов здания Кабинета, парадной лестницы и люстры Дубового кабинета Дворца, разрабатываться проектная документация на реставрацию каменной ограды, ворот между Кабинетом и конюшнями, южного садового павильона.

Масштабные работы по реставрации интерьеров и фасадов комплекса Аничкова дворца проводятся с 1997 года по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

За период с 1997 по 2015 годы на работы по сохранению ансамбля выделено 312,9 млн. руб. В частности, отреставрированы Белоколонный зал, Голубая гостиная, Малиновая гостиная, Желтая (Золотая) гостиная, Библиотека, Дубовый Кабинет.

***

Аничков дворец - старейшее из сохранившихся зданий на Невском проспекте. Здание дворца по проекту архитектора М.Г. Земцова начало возводиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Завершал строительство в стиле барокко Ф.Б. Растрелли. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью, этим объясняется необычное положение дворца, стоящего боком к Невскому проспекту.

В 1776–1778 годах дворец был перестроен в стиле классицизма архитектором И.Е. Старовым, который засыпал гавань. Позднее, под руководством архитектора Л. Руска во дворце появились новые интерьеры, также в стиле классицизма. При Николае I архитектор К.И. Росси также занимался перепланировкой некоторых интерьеров.

За время существования дворца его хозяевами были граф А.Г. Разумовский, граф Г.А. Потемкин, великая княгиня Екатерина Павловна, императоры Александр I, Николай I, Александр II и Александр III.

После революции в здании располагался Музей города, исторические комнаты бывших хозяев дворца сохранялись. В феврале 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров.

Источник: КГИОП

«Пряничный» домик в Москвестал памятником архитектуры

Доходный дом купца Николая Титова в столичном Ружейном переулке, дом 2а, признали объектом культурного наследия регионального значения. Заявление о постановке на госохрану было подано активистами «Архнадзора». Это каменное четырехэтажное здание, построенное в 1914 году по проекту архитектора Михаила Исакова. При декорировании его фасадов архитектор...
26.07.2018

В Буйнакске Дагнаследие проверило состояние дома, где выступал Сталин

 Агентство по охране культурного наследия провело плановую проверку объекта культурного наследия федерального значения «Дом, в котором 13 ноября 1920 г. состоялся Чрезвычайный съезд народов Дагестана, провозгласивший Дагестан Автономной Советской Социалистической Республикой». В настоящее время в этом здании располагается Буйнакский филиал Национального...
04.09.2018

В МОСКОВСКОМ МУЗЕЕ РУССКОГО ИСКУССТВА ОТКРОЕТСЯ ФОТОВЫСТАВКА «РУССКИЙ ЗОДЧИЙ АФАНАСИЙ СЕРЕДИН-САБАТИН: У ИСТОКОВ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КОРЕЕ»

Удивительные исторические факты открылись российским исследователям архитектуры. Выяснилось, что ряд любимых корейцами построек на территории императорского дворца в Сеуле был сооружен на рубеже 19-20 вв. российским архитектором. Ставшие символом новой Кореи  для всего мира Ворота Независимости в Сеуле, особо значимый «Дворец проникающего света», бывший...
15.01.2018

В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОЗВУЧАЛ «ГОЛОС НАСЛЕДИЯ»

В пятницу, 17 ноября, в Белом зале Мраморного дворца в Петербурге состоялся флагманский концерт проекта «Голос Наследия», призванного объединить музыкальное и архитектурное искусство и привлечь внимание аудитории к теме сохранения памятников истории и культуры. В прекрасных интерьерах Мраморного дворца гости вечера стали свидетелями роскошного выступления...
22.11.2017

В Самаре хотят отреставрировать дом-усадьбу Алексея Толстого

Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького ищет желающих, готовых взяться за реставрацию культурного объекта «Усадьба семьи А.Н. Толстого», расположенного на улице Фрунзе, 155.   Аукцион состоится 12 сентября.   Работы нужно завершить до февраля 2018 года. Необходимо оштукатурить цоколь здания, обновить фасады и элементы...
14.08.2017

В СПб в первом чтении приняли законопроект о безвозмездном использовании ОКН

Депутаты петербургского ЗакСа приняли в первом чтении законопроект о безвозмездном использовании объектов культурного наследия образовательными и научными учреждениями. Они в свою очередь позаботятся о памятниках.На заседании комитета по законодательству в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга 27 сентября депутаты рассмотрели законопроект «О внесении...
26.09.2019

В УГЛИЧ ПРИЕХАЛА ДЕЛЕГАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ НИДЕРЛАНДОВ

Пятеро студентов и двое преподавателей голландского университета Саксион (Saxion University of Applied Sciences), а также представители Посольства Королевства Нидерландов и российские реставраторы приехали в Углич. Они помогут в восстановлении одного из знаковых объектов культурного наследия города — дома купцов Зиминых. «Зимин двор» — бывшая усадьба...
01.12.2017

Госдума рассмотрит проект изменений в закон о памятника культуры

В поясняющей записке к законопроекту говорится, что согласно действующему федеральному закону (ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации») «обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия прямо возложена на собственников указанных объектов и не может...
13.03.2018

Дворец в Рамони восстановят в 2018 году

Воронежская область выделит 100 млн. рублей для реставрации дворцового комплекса Ольденбургских. Об этом сообщили в пресс-службе Правительства Воронежской области. Деньги на реставрационные работы буду поэтапно выделяться из областного бюджета. Расходы на восстановление исторических памятников заложены в адресную инвестиционную программу и внесены в...
06.03.2018

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ГОРНОЙ ИНГУШЕТИИ ПОД НАЗВАНИЕМ «КРАЙ ТЫСЯЧИ БАШЕН» ПОКАЖЕТ ТЕЛЕКАНАЛ «МОЯ ПЛАНЕТА»

Премьера документального фильма о горной Ингушетии под названием «Край тысячи башен» состоится во вторник 12 декабря в 16.00 – его покажет телеканал «Моя планета» / (Url: https://www.moya-planeta.ru/watch_online/  ). Кинокартина создана по заказу Агентства по Управлению и Использованию Памятников Истории и Культуры (ФГБУК «АУИПИК»). Ее выход приурочен к...
10.12.2017