Информационно-практический журнал

«Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск» – российский объект, включенный в Список Всемирного наследия в 2017 год  Как работает Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО в сфере сохранения культурного наследия? Как устроена деятельность по сохранению объектов Всемирного наследия в России? Стоит ли опасаться политизации ЮНЕСКО? Как организовано взаимодействие с международными культурными инстанциями? Об этом – наш разговор с ответственным секретарем Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.


– Григорий Эдуардович, давайте проясним для наших читателей полномочия Комиссии в части сохранения культурного наследия.

– Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО является правительственным координационным органом, который обеспечивает сотрудничество Правительства, федеральных органов исполнительной власти, российских организаций и специалистов с ЮНЕСКО. В состав комиссии входят руководители министерств, региональных властей, неправительственных организаций, видные российские ученые, деятели культуры и искусства. Председатель комиссии – министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров.

Наша комиссия является консультирующим и координирующим органом, созданным в соответствии с Уставом ЮНЕСКО для привлечения основных государственных и общественных учреждений в области образования, науки, культуры и коммуникации к участию в программной деятельности ЮНЕСКО. На ежегодных общих собраниях комиссия определяет основные направления политики России в ЮНЕСКО. Деятельность комиссии опирается на работу созданных при ней профильных комитетов по международным и межправительственным программам ЮНЕСКО в области образования, естественных и социальных наук, культуры, коммуникации и информации.

В сфере внимания комиссии находятся все крупные города и регионы России. В отдельных субъектах Российской Федерации созданы комитеты в качестве отделений комиссии по делам ЮНЕСКО.

Комиссия содействует участию федеральных органов исполнительной власти, организаций, ученых и специалистов в мероприятиях, проводимых по линии ЮНЕСКО.

Целесообразность сохранения и укрепления взаимодействия России с ЮНЕСКО заключается не только в возможности использования авторитета и интеллектуального потенциала этой организации для решения внутри- и внешнеполитических задач страны средствами международного гуманитарного сотрудничества, но и получения интеллектуальной и информационной отдачи от участия в деятельности различных специализированных органов ЮНЕСКО.

– Как в целом выстроена система управления объектами Всемирного наследия в России?

– В России федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере охраны Всемирного наследия, являются Минкультуры России и Минприроды России соответственно. Что касается культурного наследия, то координатором по выполнению Конвенции об охране Всемирного наследия 1972 года является Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ.

Планы управления объектами Всемирного наследия разрабатываются уполномоченными федеральными ведомствами совместно с управляющими данными объектами с учетом рекомендаций Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО – рабочего органа Конвенции.

В настоящее время идет обсуждение подготовленного Минкультуры РФ законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (в части установления порядка выполнения международных обязательств, вытекающих из Конвенции ЮНЕСКО о Всемирном наследии). Законопроект предусматривает следующие изменения: введение новых дефиниций международного права («территория Всемирного культурного наследия», «буферная зона»), определение полномочий органов государственной власти в части обеспечения выполнения международных обязательств, определение порядка воздействия планируемых работ на выдающуюся универсальную ценность объекта Всемирного культурного наследия.

Уверен, что принятие этого законопроекта позволит создать эффективный механизм внутригосударственной защиты объектов Всемирного культурного наследия.

– Президент России в одном из поручений поставил задачу увеличить количество российских объектов Всемирного наследия. Как организована у нас эта работа?

– В соответствии с требованиями Конвенции, включенные в список объекты должны представлять исключительную ценность для всего человечества.

Отбор производится по представлению государства – участника Конвенции на основании международной независимой экспертизы, проводимой Охраняется государством / 07 ’ 2018 16 консультативными органами Комитета Всемирного наследия – Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) в части, касающейся культурных памятников, и Международным союзом охраны природы (МСОП) в отношении природных объектов.

Сегодня в Российской Федерации насчитывается 29 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, что составляет около 2,7 % от общего количества объектов Всемирного наследия. Вместе с тем, наряду с важностью дальнейшего расширения Списка Всемирного наследия, необходимо уделять пристальное внимание сохранности уже имеющихся объектов.

Россия – страна с многовековой историей, уникальной культурой и природными богатствами. Учитывая природное и культурное разнообразие нашей страны, очевидно, что потенциал России велик и имеется множество ресурсов для выявления, защиты и сбережения уникальных объектов природного и культурного наследия. Во исполнение п. 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 января 2015 года № Пр-93 ведется работа по подготовке предложений об отнесении объектов к числу особо ценных в целях их представления в ЮНЕСКО для включения в Список Всемирного наследия – составление так называемого Предварительного списка.

– Какую роль в сохранении Всемирного наследия могут играть в России экспертные организации?

– Комиссия высоко ценит большую плодотворную работу, которую проводит экспертное сообщество России, активно участвуя в деятельности ИКОМОС и ЮНЕСКО, в реализации таких стратегически важных задач, как сохранение Всемирного наследия и культурного разнообразия, налаживание конструктивного взаимодействия между народами и цивилизациями.

Научно-экспертная работа по линии ЮНЕСКО в Российской Федерации организована на достаточно высоком уровне. Стоит отметить работу Национального комитета Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) и Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева.

Крайне важно экспертное участие членов Национального комитета ИКОМОС в сохранении и расширении Списка объектов Всемирного наследия, достойно представляющих Россию в мировом пантеоне памятников истории и культуры.

На фото: Российский природный объект «Долина реки Бикин», внесен в Список Всемирного наследия летом 2018 года

На фото: Российский природный объект «Долина реки Бикин», внесен в Список Всемирного наследия летом 2018 года

 

– Сказываются ли на взаимодействии с ЮНЕСКО политические разногласия между Россией и западными странами в последние годы?

– Напротив, хотелось бы отметить положительную динамику сотрудничества нашей страны со странами – членами ЮНЕСКО в области сохранения Всемирного наследия. Напомню, что в июле 2017 года в Кракове на 41-й сессии Комитета Всемирного наследия в Список Всемирного наследия был внесен 21 новый объект, два из которых – российские: «Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск», а также трансграничный с Монголией объект «Ландшафты Даурии».

На 42-й сессии комитета летом 2018 года в Манаме в Список Всемирного наследия был внесен российский природный объект «Долина реки Бикин», который представляет собой существенное расширение границ внесенного в 2001 году объекта «Центральный Сихотэ-Алинь».

Сейчас совместно с Минкультуры России ведется активная работа по продвижению в этот авторитетный список российской номинации «Памятники древнего Пскова». Надеемся, что данная номинация будет рассмотрена летом 2019 года.

Важно отметить, что в октябре 2017 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Государственным Эрмитажем и ЮНЕСКО по вопросу об охране и восстановлении культурных ценностей в зонах конфликтов, в частности на Ближнем Востоке. Меморандум предусматривает осуществление совместных проектов ЮНЕСКО и Эрмитажа в целях содействия защите культурных ценностей в регионах конфликтов, в том числе путем оценки нанесенного или грозящего им ущерба, разработки оперативных планов для обеспечения их безопасности или их восстановления, а также соответствующего обучения персонала на местах.

 

– Можно ли считать, что сохранение культурного наследия как гуманитарная сфера деятельности продолжает оставаться связующим мостом между народами и правительствами?

– Мы, прежде всего, исходим из того, что политизация ЮНЕСКО наносит ущерб ее работе, ведь ЮНЕСКО – это гуманитарный форум, который был создан для диалога и сотрудничества, а не для обсуждения политических проблем, противоречащих ее мандату. Мы считаем, что недопустимо превращать ЮНЕСКО в инструмент борьбы на политической арене и выступаем за сохранение ее ведущей роли как организации эффективного гуманитарного взаимодействия.

В сотрудничестве России с ЮНЕСКО заложен огромный потенциал. Политическая неангажированность организации, ее нацеленность на интеллектуальную и нравственную солидарность человечества, ценности демократии, уважение прав человека служат залогом перспективности нашего взаимодействия.

Тем не менее некоторые страны не могут отказаться от искушения использовать площадку ЮНЕСКО для решения сиюминутных политических задач. Попытки рассматривать на площадке ЮНЕСКО политические вопросы – это абсолютно бесперспективный для организации путь.

Убежден, что приверженность традиционным ценностям ЮНЕСКО, неконфронтационный характер основных направлений работы организации позволят нам и дальше находить на этой важной международной площадке точки соприкосновения интересов с зарубежными партнерами, продвигать позитивную повестку дня, отстаивая в тоже время российские национальные приоритеты.

Беседовал: Константин Михайлов