Информационно-практический журнал

Галина Маланичева

почетный председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Совета при Президенте России по культуре и искусству

Первые часы после инаугурации Владимира Путина
7 мая 2018 года ознаменовались публикацией на официальном сайте Президента России указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Культура впервые в отечественной истории получила официальный статус национальной программы, которая, наряду с другими национальными проектами и программами, должна быть до 1 октября 2018 года представлена для рассмотрения на заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.Нельзя не отметить, что особая роль культуры подчеркнута и в новой структуре структуре российского правительства. Курирующий вице-премьер больше не «совмещает» культуру с социальной сферой. Это означает отказ от ведомственного понимания культуры как части сферы «услуг, оказываемых населению».
Очень важно, что президентский указ предусматривает и финансовое обеспечение национальной культурной программы. Президент обязал правительство ежегодно при формировании проекта федерального бюджета предусматривать в приоритетном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию национальных проектов (программ).
Более того, правительству поручено «обеспечить направление в приоритетном порядке дополнительных доходов федерального бюджета, образующихся в ходе его исполнения, на реализацию национальных проектов (программ)».
Процесс сознательного повышения статуса и уровня культуры в системе государственных ценностей  и приоритетов занял несколько лет. Начало ему было положено 24 декабря 2014 года, когда указ президента Российской Федерации утвердил «Основы государственной культурной политики».
Это серьезный и крайне важный документ, показавший, что государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России. Цели государственной культурной политики значительно расширяли горизонты культуры, справедливо повышая ее роль в формировании личности и укреплении единства российского общества.
По сути, «Основы государственной культурной политики» ломали сложившиеся стереотипы былого  отношения к культуре как к второсортной, обслуживающей отрасли. Между тем эти стереотипы очень живучи, а зачастую довольно агрессивны – понятно было, что для достижения целей и решения задач государственной культурной политики потребуется немало усилий и времени.
Для реализации «Основ государственной культурной политики» необходимо принятие ее стратегии, закона о культуре и приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с целями и задачами государственной культурной политики.
По итогам состоявшегося 21 декабря 2017 года заседания Совета при Президенте по культуре и искусству Администрации Президента РФ совместно с Советом при Президенте РФ по культуре и искусству поручено разработать концепции проектов федеральных законов «О культуре» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О культуре“».
Вселяет оптимизм и решение о включении культуры в официальный перечень национальных проектов  и программ. Появилась надежда, что отношение к культуре как основе экономического процветания, государственного суверенитета и самобытности нашей страны разделяют не только деятели культуры. Ведь на протяжении многовековой истории Отечества именно культура сохраняла, сохраняет и развивает духовно-нравственные основы нации, обеспечивала и обеспечивает единство народов России, укрепляет авторитет страны в мире.
Утверждение приоритета культуры в обществе будет способствовать дальнейшему развитию России, а сохранение культурного наследия в этих условиях получит новый импульс. Проблем в сфере сохранения объектов культурного наследия немало, и они достаточно серьезны, но когда мы ощущаем, что работаем в интересах государства и общества, то это придает больше сил и уверенности.
От многих я слышала, да и сама глубоко убеждена, что многие годы охрана памятников истории и культуры зачастую осуществлялась «вопреки», особенно в советское время, а иногда она и просто опасна, поэтому приятно осознавать, что забота о памятниках, созидание на ниве культуры в целом признается важной национальной задачей.
Дай Бог, чтоб так и было!