Информационно-практический журнал

И это уже не просто лозунг или умозрительная цель. Это уже реальная практика. Пример: после краснодарского форума «Городская среда» в июле 2017 года сразу 44 исторических поселения России включены в госпрограмму «Формирование комфортной городской среды» на 2018 год.  Это значит, развитие и благоустройство 44 исторических поселений будет обеспечено серьезными государственными инвестициями, и именно благодаря их особому историческому статусу, благодаря всей предшествующей работе по сохранению объектов культурного наследия и исторической среды.

Безусловно, мы расцениваем это как реакцию на наши разработанные еще в 2016 году и обсуждавшиеся на уровне Правительства предложения по стратегии развития отдельных регионов на основе сохранения культурного наследия, по формированию приоритетного национального проекта «Наследие». 

Комплексный подход к развитию исторических городов, сохранение и развитие городской среды – это очевидный тренд нашего времени. Не случайно ведь и Президент России Владимир Путин говорил недавно в Севастополе, что его необходимо «привести в достойный этого города вид», причем для этого могут быть выделены дополнительные федеральные инвестиции.

Если работы по сохранению памятников и исторических кварталов – не только в исторических поселениях – будут включены со временем в государственную программу развития и благоустройства городов, то спасение наследия будет уже не «гласом вопиющих в пустыне», а общей заботой.

Конечно, нужно видеть и возможные опасности: пойдут инвестиции, необходимы будут специалисты и система контроля, чтобы вложения давали нужный результат, а не способствовали утратам наследия вследствие некомпетентности или штурмовщины. Наша цель – обеспечить развитие этих городов именно как исторических поселений. Система охраны культурного наследия должна быть к этому готова.

Мы готовимся загодя – создаем рабочую группу, проведем совместную коллегию Минкультуры и Минстроя, чтобы сформулировать общие принципы работы в исторических поселениях в 2018 году. В том числе и на основе тех подходов бережного градостроительства, которые были сформулированы отечественными учеными и управленцами еще в 1970-е годы. На моем столе, например, лежит книжечка «Руководство по планировке и застройке городов с памятниками истории и культуры», изданная в 1980 году. «Руководство» было подготовлено на основе разработок тогдашнего ЦНИИП градостроительства. Конечно, с неизбежными корректировками, но документ этот, прочно забытый, хоть бери и применяй прямо сейчас. Подробные и продуманные рекомендации – и по градостроительству, и по разработке историко-культурных опорных планов, и по определению историко-культурной ценности, и по районированию, и по сохранению ландшафтов, и по развитию туристической индустрии. 

В свое время эксперты выделили на территории России целых 1162 исторических поселения. Сейчас мы совместно с экспертным сообществом работаем над каталогом так называемых «ключевых» исторических поселений, развитие и сохранение которых может стать драйвером для развития целых регионов. Он должен стать официальным и доступным всем источником информации при принятии решений по градостроительному планированию и развитию. Причем именно историко-культурная ценность будет лежать в основе экономической оценки «исторической недвижимости».

Нам нужно переходить на новую ступень охраны исторического наследия. Мало охранять, нужно уметь его сохранять. Причем не только отдельные памятники, но и среду, культурный ландшафт, доминанты которого должны оставаться неизменными. 

Это вопрос сохранения нашей среды обитания, сложившейся к 1917 году, результата 500-летнего поступательного развития великой страны. То есть это вопрос сохранения нашей цивилизации, ее визуального воплощения, «вещественных доказательств» ее развития. 

Социально-экономическое развитие исторических поселений, создание в них комфортной, в том числе в эстетическом плане, городской среды и условий жизни – это еще и вопрос стратегический. Только так можно противостоять «обезлюдению» коренных российских земель, массовому оттоку населения в крупные агломерации. Эти процессы чреваты угрозой стратегической безопасности: в условиях демографического кризиса они приведут к «опустыниванию» нашей территории.  

Именно с таким стратегическим подходом к проблеме сохранения наследия Минкультуры сегодня работает совместно с Минстроем, Минэкономразвития. Если можно так выразиться, мы создаем «субъект культурного наследия». Ведь у любого разрушения, у любого посягательства на наследие всегда есть «субъект», в нем заинтересованный. А у сохранения, к сожалению, такой «субъект» далеко не всегда есть. А он необходим.

Сказанное не означает, конечно, что мы пустим на самотек дела в самой реставрационной отрасли. Она ведь тоже должна быть готова к переменам. В первую очередь – кадрово. Мы создаем в ней научно-образовательный центр на базе МГСУ, чтобы в перспективе курс «реставрация и реконструкция» в обязательном порядке изучали все будущие строители и градостроители.  Мы приступаем к созданию – на Северо-Западе, в ЦФО, в Сибири – территориальных ремесленно-реставрационных центров, используя проверенный европейский опыт. Это будут современные технологические парки с опытно-экспериментальной базой, где наставники будут готовить квалифицированных мастеров-реставраторов. Причем это будут не только учебные, но и действующие реставрационные предприятия, в которых будут организованы бригады мастеров по артельному принципу. Если это система заработает, то многие проблемы, связанные с законом о госзакупках в реставрации, отпадут сами собой. Кто выиграет у них тендер?! Причем замечу, что эту идею, возрождающую на новом уровне опыт отечественной реставрации ХХ века, предложили нам сами специалисты, другого пути они не видят.

Разумеется, в поле нашего зрения остается и проблема контроля за качеством реставрационных работ. Мы взаимодействуем на эту тему с Главгосэкспертизой; разрабатываем специальные сборники правил по проектированию и производству реставрационных работ, используя, в частности, немецкий опыт. Планируем, что после утверждения эти сборники правил станут обязательными для исполнения, что поднимет планку качества. Министерство ведет также работу по ужесточению требований в качестве госзаказчика реставрационных работ, отрабатывает механизмы внутренней экспертизы, создает реставрационные советы по крупным объектам – Выборгу, Соловкам, Новодевичьему монастырю. Когда эта система заработает, мы сможем практически в еженедельном режиме контролировать ход и качество реставрационных работ на знаковых объектах культурного наследия России. 

Олег Рыжков,

заместитель Министра культуры России Федерации