Информационно-практический журнал

Даже жители Екатеринбурга зачастую не знают о том, что это за полукруглое строение на перекрестке улиц Луначарского и Ленина. Что же говорить о гостях столицы Урала?

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — один из крупнейших в российских регионах международный художественный проект в области современного искусства, который организует и проводит Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) в Екатеринбурге и Уральском регионе с 2010 года. В 2015 году Биеннале будет проходить в Екатеринбурге и 11 городах Уральского региона. 3-я Индустриальная биеннале стартовала 9 сентября и продлится до 10 ноября. Основной проект представлен в пространстве 10-этажной нефункционирующей гостиницы «Исеть», которая выбрана главной площадкой биеннале. «Исеть» — один самых известных памятников конструктивизма в комплексе Городок чекистов. Объект культурного наследия находится в оперативном управлении ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории культуры», которое выступает генеральным партнером биеннале.

Сайт 3-й Индустриальной биеннале современного искусства: www.uralbiennale.ru

«Исеть» приковывает взгляд, являясь несомненной архитектурной доминантой этой части города. С одной стороны, кажется, что о «Городке чекистов» пишут и говорят многое — регулярно проходят тематические конференции и круглые столы, выходят книги. С другой — катастрофически мало, ведь в основном речь идёт об архитектуре и материальной реставрации, причём в более широком контексте конструктивизма в целом. Мы собрали рабочую группу представителей разных областей знаний, чтобы найти в комплексе что-то другое, найти что-то ещё. Мы предлагаем взглянуть на Городок с нескольких точек зрения, увидеть то, что скрывается за объёмами и линиями, рассмотреть внимательнее дискурсы и трансформации значения. На девятом этаже «Исети» представлены промежуточные результаты исследования, сформировавшего выставку «Городок чекистов: от архитектуры авангарда до биеннале современного искусства». Дальше речь пойдет о том, какие идеи стояли за ней.

Вещи и объекты не говорят сами по себе, так что кураторы, подобно политикам и ученым, а также учителям, философам и теологам, берут на себя деликатную роль их представления, для того чтобы они стали инструментами обмена знаний. Все эти элементы — объекты, места, люди, информация — актанты, выплетающие многослойную сеть, где каждый опыт добавляет свою собственную прядь.

Как объект комплекс неотделим от своей истории, складывающейся из других историй. От Советского Союза и ОГПУ, специально организовавшего Стройбюро для ведомственных строек; от тех, кто строил — раскулаченных крестьян из Краснодарского и Ставропольского краев; от того, на каком месте строили — окраина города, стремящегося пересоздать себя заново; от ситуации со стройматериалами, включенности в амбициозный градостроительный план, эстетических и концептуальных задач архитекторов и их амбиций, интриг по поводу заселения.

Ретроспективно мы понимаем, что все это с самого начала закладывалось в будущий объект, сформировало его таким, каким он получился. А дальше происходят метаморфозы, ведь, будучи создан, объект не остаётся статичным. Помимо всех тех отношений, процессов и вещей, которые существовали даже до проекта, добавились новые, сформировавшиеся после (и благодаря) появлению комплекса. Они определяли восприятие Городка чекистов, через них на выставке выстроена его репрезентация.

Художники рисовали «Исеть», она становилась тиражируемым образом, её фотографировали любители, хроникеры и адепты художественной фотографии. В 1964 году «Исеть» использовалась как выставочная площадка при проведении первой зональной выставки «Урал социалистический». В «Исети» жили люди: чекисты, их семьи, командировочные, в «Исети» много и по-разному кормили, здесь продавали спортивные товары. Поскольку за сеть ответственны самые разные явления, то и рассказывать о репрезентирующем её объекте должен целый хор голосов. В качестве помощников для производства знания выступили произведения искусства, предметы и артефакты, а также их сочетания.

Весь комплекс Городка чекистов, и в частности «Исеть», — это эксперимент, и созданная экспозиция также отсылает к практике эксперимента. У нас есть четкое представление о временном отрезке, прошедшем от создания комплекса до сегодняшнего дня (1929— 2015), есть события и даты, но нет ощущения места. Задача была в том, чтобы его воссоздать. А точнее, создать, ориентируясь на отдельные элементы вероятного прошлого.

Атмосферы заполняют пространства, они исходят из вещей, созвездий вещей и людей. Эстетика атмосфер смещает внимание с того, «что» представляет что-то, к тому, «как» что-то представлено. Интерпретация изменяется с течением времени и не герметична по своей природе. У каждого посетителя свой собственный багаж знаний и ситуаций, своя культура, влияющая на интерпретационный процесс. Экспозиционное решение выставки предполагает легкую трансформацию в случае появления новых фактов и историй.

Выставка всегда собрана кем-то, с определенным мировоззрением, упускающим что-то, не важно, осознается это или нет. Выставка — это всегда пространственный опыт, требующий продуманного подхода. Во время похода на выставку мы не только смотрим глазами, все тело вовлечено в восприятие и интерпретацию процесса. Во время этого три стартовых точки — предметы, истории и атмосфера — могут быть восприняты одновременно.

Исследование комплекса задумывалось не для отображения уже существующих, сформулированных заранее идей, а как лаборатория, в которой художники, волонтеры, участники рабочей группы, объекты, технологии и пространства взаимодействуют друг с другом с целью обнаружить новые смыслы. Современное искусство — хороший способ придать им форму и сделать видимыми. 

Илья ШИПИЛОВСКИХ
куратор выставки «Городок чекистов: от архитектуры авангарда к биеннале современного искусства»