Информационно-практический журнал

Эти люди исходят в своих суждениях из западной системы ценностей, транслируют чуждую риторику и идеологию. При этом западную культуру они воспринимают шаблонно, потребительски, замечая лишь конечный результат ее развития. Русская культура и история для них — это либо что-то отсталое, либо инородное — как египетские пирамиды, красивые, ценные, но при этом чужие и непонятные.

Тем временем в моду входит неорусский гламур и низкопробная пропаганда, построенная по принципу «пипл схавает». Все это только отталкивает людей культурных и профессиональных, в то время как все успешные политические режимы старались их привлечь на службу. Печально, что государственные средства на пропаганду русской культуры часто доходят не до тех, кто ее старался сохранить в самые тяжелые годы, а до беспринципной части «креативного класса» и «эффективных менеджеров», которые быстро перестраиваются на новые идеологические рельсы. Результат — показуха в духе начала 1980-х годов.

Пока на земле стоят наши памятники, люди говорят на нашем языке, читают нашу литературу, сохраняют надгробия наших предков, в целом ощущают культурно-историческое единство со всем русским миром — до тех пор мы можем считать эту землю нашей, имеем моральное право решать ее судьбу и нести за нее ответственность. Притча о талантах из Евангелия от Матфея гласит: «Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Унаследовать — это сохранить и приумножить. Тот, кто это сделает, тот и станет истинным наследником страны, а не сохранивший потеряет страну — и это будет подлинной катастрофой. Учитывая многонациональный характер России и накопившееся количество внутренних проблем и противоречий, отказ от исторической преемственности и культурного наследия может иметь для нашей страны в долгосрочной перспективе плачевные последствия.

В российских нормативно-правовых актах написано много правильных слов о связи культуры и государственной безопасности. 44-я статья Конституции РФ декларирует сохранение исторического и культурного наследия обязанностью каждого гражданина. Закон «О безопасности» 1992 года относит духовные ценности общества к числу основных объектов безопасности. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года сказано: «Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества обеспечивают эффективность государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения». Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры названы расширение доступа населения к лучшим образцам культуры и искусства, культурно-просветительская работа. Посягательство на объекты культуры определено как одна из главных угроз национальной безопасности. В Концепции общественной безопасности РФ 2013 года говорится о превентивной защите духовных ценностей общества. Реализованы ли все эти благие начинания? Увы, лишь в небольшой части, более того, наблюдается отрицательная тенденция.

На данный момент назрел целый комплекс неотложных мер по спасению наследия народов России. В первую очередь должна быть разработана обязательная к исполнению концепция культурной безопасности и соответствующая нормативно-правовая база, обеспечивающая ее реализацию. Выяснить масштаб потерь можно, сформировав независимую комиссию по мониторингу сохранности историко-культурного наследия с целью выяснения истинного положения в сфере культуры. Ее костяк должны составить общественные организации и представители профессионального сообщества, работающие над сохранением наследия. Нужна постоянно действующая горячая линия по приему сообщений о нанесении ущерба культуре в регионах. Цель этих мер — подготовка объективного и всеобъемлющего доклада о положении культуры в стране. На повестке дня должен стоять вопрос о создании культуроохранительной прокуратуры, по примеру природоохранной. Необходимо проверить состояние и сохранность музейных коллекций, архивных и библиотечных собраний документов, провести инвентаризацию и ревизию состояния объектов культурного наследия, заново рассмотреть все решения о сносах и наносящих ущерб перестройках памятников, отказах в постановке зданий под государственную охрану.

В стране должен быть введен четкий и однозначный запрет на снос исторической застройки до 1917 года полностью и частичный — ценной советской 1920-1950-х годов. В каждом регионе должны быть созданы совместные общественно-государственные советы по сохранению исторического и культурного наследия, за которыми оставалось бы последнее слово в решении вопросов по указанной проблематике. Это общенациональное патриотическое направление созидательной работы институтов гражданского общества, в рамках которого могут быть объединены как профессионалы различных взглядов, так и думающая молодежь.

Нельзя забывать и о ситуации с социально ориентированными некоммерческими организациями, работающими в сфере культуры. В последнее время наблюдается их экономическое удушение местными властями, поднятие арендных ставок, массовое выселение из помещений. Общественные организации, занимающиеся защитой культурного наследия, выселяют или угрожают выгнать из зданий, в которых они находились десятилетиями: во Владивостоке и Хабаровске, Архангельске и Перми, Москве и области. Именно они ежедневно берут на себя удар общественного недовольства, работают на самых сложных направлениях. С их уничтожением весь негатив упадет на чиновничий аппарат и неотвратимо ударит по авторитету властей. В стране должен быть введен мораторий на выселение социально ориентированных НКО и разработана программа долгосрочной поддержки их деятельности.

Развитые страны активно используют внешнеполитическую функцию наследия, транслируя свою культуру за рубеж и поддерживая близкие в культурно-историческом направлении явления в других государствах. У России есть такое поле для работы — славянские и православные государства и страны со значительной долей этого культурного компонента. В большинстве своем это наши ближайшие соседи. Русская община Латвии собирается подавать пушкинский литературный язык как объект всемирного наследия ЮНЕСКО. А Россия в то же время до сих пор даже не ратифицировала международную конвенцию о нематериальном наследии. Культурные контакты могут стать важным направлением так называемой народной дипломатии, то есть прямого взаимодействия с обществом и населением интересующих нас государств. В этом ключе создание межгосударственной общественной организации по сохранению историко-культурного наследия славянских и православных народов могло бы стать сильным инструментом российской внешней политики в странах Южной и Восточной Европы, в Закавказье.

России необходим четко сформулированный всеобъемлющий национальный проект сохранения наследия и развития культуры. Ни одна крупная реформа не может быть осуществлена чисто технократическим методом, без осознаваемого и признаваемого населением и интеллектуальной элитой глобального вектора развития. Иначе мы потеряем жизнеспособность и конкурентоспособность в современном мире. Уверен, что исторический выбор пути России предопределен предыдущими столетиями ее развития. Но сейчас нам придется заново его осознать и решительно пойти по этому пути, учитывая реалии сегодняшнего дня. Многие поколения наших предков оставили нам богатое и славное наследство, в котором в равной мере заложены зачатки всех гражданских и государственных институтов. Только восприняв это наследство, мы обретем подлинную точку опоры.

ХУТАРЕВ-ГАРНИШЕВСКИЙ Владимир Владимирович
Председатель совета Московского городского отделения ВООПИиК,
член бюро Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, к.и.н.